Вторник, 11.11.2025, 03:11
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Герасименко Ольги Николаевны.

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » В помощь учителю » Классное руководство

Особенности организации работы с родительской общественностью.
[ Скачать с сервера (218.5 Kb) ] 10.01.2015, 19:58

Особенности организации работы с родительской общественностью.

 

ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

РОДИТЕЛЕЙ

Современные направления реформы общеобразовательной школы ориентируют педагогов на совершенствование педагогической компетентности родителей учащихся. Современные школы, переходя к тесной интеграции школьного и семейного воспитания, создают воспитательные ком­плексы «школа - семья». Главным требованием устава таких комплексов является обеспечение родительского контроля за всеми направлениями  школьной деятельности. В условиях обязательного участия родителей в воспитательной деятельности образовательного учреждения последние получили доступ к участию в решении тех вопросов, куда традиционно их не допускали,

- определению предметов, выбору профиля школы, разработке некоторых внутренних локальных актов школы, разработке мер по обеспечению отдыха, питания и медицинского обслуживания школьников, системы поощрений и наказаний и т. д.

Для полноценного эффективного участия родителей в перечисленных выше мероприятиях необходимо реорганизовать в образовательном  учреждении систему педагогического просвещения родительской общественности. Ведущую роль в этом направлении выполняют классные руководители. Результативность деятельности классного руководителя в области просвещения родителей и привлечения родительской общественности к активному участию в образовательном процессе будет зависеть:

  • от осведомленности классного руководителя о современных аспектах  развития семейного воспитания;
  • от уровня владения методами и принципами педагогического просвящения взрослых;
  • от уровня развития культурно-педагогической среды общения родителей и классного руководителя;
  • от уровня использования технологий организации совместной деятельности классного руководителя и родителя.

 

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ( по Селевко).

Семья - это основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и обязанностями по отношению друг к другу.

Функции семьи. В семье проходит важнейший период развития человека - детство (от 0 до 18 лет), она является той средой, в которой происходит первичная социализация ребенка, формируется и воспитывается будущий член общества. В семье закладываются основы личности, физического, нравственного и духовного здоровья. Именно в семье формируются такие жизненно важные качества, как любовь к окружающим людям, социальная направленность на другого человека, предполагающая понимание и принятие мотивации окружающих людей, учет их интересов, отзывчивость и эмоциональное сочув­ствие. В семье формируется характер и интеллект, вырабатываются многие привычки и склонности, индивидуальные свойства и качества.

Характеристика современной семьи. На сегодняшний день преобла­дает моногамная супружеская, нуклеарная (только родители и их дети) се­мья. По существующему законодательству о семье родители несут ответ­ственность за воспитание детей.

Семья имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами структуру, в рамках которой ее объединяет мно­гообразие отношений (между старшими и младшими детьми, между деть­ми и родителями и т. д.), а также общее жизненное пространство, совмест­ная деятельность, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга, праздники, увлечения членов семьи.

Процессы взаимодействия и взаимовлияния членов семьи друг на друга имеют в основном случайный, стихийный, ситуативный характер.

В законодательных актах под семейным воспитанием понимается вся совокупность целенаправленных воспитательных и неуправляемых социализирующих воздействий на ребенка, которая осуществляется в условиях семьи. В них за семьей закреплено право самой воспитывать и даже обучать своих детей вплоть до получения ими среднего образования. Сущность семейного воспитания в разные культурно-исторические перио­ды претерпевала изменения:

- В древности (до IV в. н. э.) существовал инфантицидный стиль воспитания, при котором ребенок не считался человеком, вследствие чего происходило массовое детоубийство.

- В период, когда общество признает наличие у ребенка души (с IV в.), возникает бросающий стиль воспитания. Младенца сбывают кормилице либо отдают в монастырь или на воспитание в чужую семью и унижают в собственном доме.

- С XIV в. преобладает лепящий стиль воспитания — с ребенком обращаются так, словно он сделан из воска или глины. Если же он сопротивляется, его нещадно бьют, выколачивая своеволие и самостоятельность.

- При навязчивом стиле (XVIII в.) ребенка уже считают маленьким че­ловеком, однако стремятся контролировать не только поведение, но и внут­ренний мир, мысли и волю ребенка. Это ведет к конфликтам отцов и детей.

- Цель социализирующего стиля воспитания с XIX до середины XX в. - подготовить ребенка к будущей самостоятельной жизни, определяя его как объект социализации.

- С середины XX в. появляется поддерживающий стиль, предполагающий, что сам ребенок, лучше родителей знает, что ему нужно на каждой стадии развития. Родителям отводится роль помощника.

- Новому веку свойственен стиль воспитания, при котором родите­ли и дети становятся равноправными партнерами.

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ТЕХНОЛОГИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Общее

Особенное (вариативное)

Цели

Выучить, дать образование.

Акценты воспитываемого образа

 

Образ общественного

ребенка:

 

поведения - порядочпорядочный

• Умный.

 

порядочный человек.

• Работоспособный, трудолюбивый,

 

Образ нравственного пове-

мастер своего дела.

 

дения - хороший человек

• Послушный, дисциплинированный,

 

 

ответственный.

 

 

• Хозяин (хозяйка) дома.

 

 

• Мужчина - заботливый семьянин,

 

 

женщина - любящая жена и мать.

 

 

• Свободолюбивый, демократичный

 

 

гражданин-патриот, образованный

Содержание

Физическое воспитание.

• Работа по дому.

 

Нравственное воспитание.

• Совместное проведение досуга.

 

Эстетическое воспитание.

• Семейные праздники.

 

Развитие речи, чтение.

• Беседы с родителями по душам.

 

Абстрактно-логическое

• Домашнее чтение.

 

мышление.

• Просмотр теле- и видео.

 

Политехническое

воспитание

• Слушание музыки, музицирование

• Дружеские тусовки

Методы

Поддержка, помощь.

• Авторитаризм.

 

Поощрение и наказание (со-

• Либерализм.

 

четание «кнута и пряника).

• Гиперопека.

 

 

Индивидуальные формы.

• Активно заинтересованные методы

 

Пример взрослых.

 

 

Внушение

 

Средства

Семейная среда, уклад,

Специфический вещно-предметный

 

культурный фон семьи.

мир.

 

Знаковые системы

Специфический круг общения:

 

(книги, учебники, ноты,

• отдельная комната - детская,

 

мультимедиа).

кабинет;

 

Предметно-объектное

• домашняя библиотека;

 

окружение (игрушки, игры, ра-

• спортивные принадлежности;

 

 рабочее место).

• игры, игрушки;

 

Природно-этническая среда

• теле-, видео;

 

 

• компьютер

Субъекты

Родители (лица, их заме-

Состав семьи:

 

няющие).

• оба родителя + прародители,

 

Семья как коллектив

• оба родителя,

 

 

• один родитель,

 

 

• и др.

Объекты

Ребенок

• Пол

 

 

• Возрастные группы

 

 

• Индивидуально-психологические

 

 

различия (типы)

 

 

МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

(Иванов, А. В. Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитию его классной руководительской культуры: методическое пособие. - М.: ЦТ Л, 2005. - С. 98-117.)

Просвещение - это процесс пропаганды и распространения культу­ры, предполагающий относительно самостоятельный и свободный отбор индивидами сообщаемой информации (И. Кон).

Обратите внимание на словосочетание «самостоятельный отбор», про­свещение обычно строится на принципе добровольности. Задача организато­ров просвещения - предложить актуальную информацию, а право слушате­лей - распоряжаться ею по собственному усмотрению. Поэтому в просвеще­нии важно учитывать актуальные потребности родителей и не заставлять их терять время на прослушивание давно известных фактов. Для этого необходи­ма предварительная диагностика их компетентности в той или иной области. Просвещение может охватывать разные области знаний и быть: пси­холого-педагогическим, методическим, правовым, экологическим, валеологическим, медицинским и т. д.

Под педагогическим просвещением родителей понимается процесс ин­формирования об особенностях развития личности ребенка и способах взаи­модействия с ним в соответствии с ценностями культуры. Характерным от­личием педагогического просвещения от любого другого является не только его содержание, но и методы, которыми оно осуществляется. Прежде всего, это обмен педагогическим опытом, который у каждого неповторим. В отли­чие от информирования просвещение предполагает наличие обратной связи, выявление позиций субъектов в ходе обсуждения тех или иных вопросов. Просвещение, в отличие от консультирования и поддержки, относится к коллективным формам сотрудничества с родителями.

Специфика отношений классного руководителя и родителя при орга­низации просвещения заключается в том, что, с одной стороны, оба субъ­екта являются равноправными, равноценными и автономными партнерами во влиянии на ребенка. С другой стороны, родители в данном случае вы­ступают в роли учеников, то есть менее компетентны в вопросах педагоги­ческого взаимодействия, чем учитель. Соответственно, классный руково­дитель должен помочь родителям в организации такого взаимодействия, которое бы удовлетворяло всех.

Важно заметить, что для успешного осуществления такой работы с родителями классный руководитель сам должен не только иметь представ­ление о современных особенностях семейного воспитания, но и уметь до­нести эти знания в деликатной форме, не ставя под сомнение установки и позиции родителей. В настоящее время общество не имеет единой концеп­ции семейного воспитания, и задача классного руководителя - подтолк­нуть взрослых к формированию своей собственной концепции. Именно рефлексивные навыки помогают родителям встать на путь осознанного взаимодействия с собственным ребенком.

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Гуманистический характер отношений классного руководителя и родителя: все участники рассматриваются как активные субъекты совме­стной деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, демократии и творческих началах.
  2. Максимальный учет индивидуальных особенностей участников
    взаимодействия, что позволяет организовывать просвещение по отдельным группам проблем и тем самым повысить актуальность педагогического просвещения.
  3. Систему просвещения родителей необходимо создавать с учетом всего периода обучения ребенка в школе: оно должно носить не только ак­туальный, но и опережающий характер.

4. Принцип индивидуального темпа продвижения слушателей в освоении учебного материала. Не секрет, что разные родители имеют разный темперамент, разную способность усваивать знания и развивать навыки. Здесь как раз тот случай, когда дифференциация взрослых не только желательна, но и обязательна.

5. Принцип сочетания репродуктивного и творческого начала.

К наиболее эффективным формам организации занятий с родителями можно отнести тренинги и деловые игры.

Тренинг - это широкий класс методов направленного изменения психических свойств личности, основанный на практическом и многократном выполнении определенных упражнений в определенной ситуации (ситуациях). В отличие от обычного обучения, которое воздействует на познавательную сферу (сферу сознания), тренинг позволяет модифицировать имеющие более глубокую связь с поведением, личностные черты и установки.

Эта форма работы достаточно новая, и для ее проведения требуется специалист, хорошо владеющий методикой такой работы. Однако при умелом использовании результат заметен сразу.

Тренинг может быть направлен на обучение навыкам эффективного взаимодействия взрослых и детей, повышение уверенности в себе, выявление одаренности, совершенствование коммуникативных и речевых навыков.

Одним из самых значимых для успешного взаимодействия навыков является умение субъектов говорить друг с другом и слушать друг друга. В данном случае именно (и только!) тренинг является средством освоения такого навыка. Советуем обратить особое внимание на «Тренинг родительской эффективности» американского специалиста Томаса Гордона в котором родителей учат активному слушанию и вырабатывают умение превращать «Я-сообщение» в «Ты-сообщение», что значительно упрощает коммуникацию.

Деловые игры - это форма коллективной творческой деятельности  родителей по изучению уровня сформированности педагогических умений у взрослых. Примерными темами деловых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Сын (дочь) пришел из школы», «Вас пригласили в школу» и др.

Методика деловой игры предусматривает объяснение ее назначения, определение темы и состава участников, распределение ролей между ни­ми, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведе­ния участников игры, установку на инициативу и творчество ее участни­ков. При этом важно проиграть несколько вариантов поведения участни­ков ситуации, путем обсуждения выбрать оптимальный для данной про­блемы вариант действий.

Деловая игра позволяет не только рефлексивно оценить ту или иную модель поведения, но и дает интересный материал о жизни семьи - ее тра­дициях, распределении внутрисемейных ролей, способах разрешения кон­фликтов. Особенно эффективно использование деловой игры с участием детей, ведь иногда именно присутствие всей семьи позволяет увидеть спе­цифику взаимодействия взрослых и детей, которую не в состоянии вы­явить ни одна диагностическая методика.

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ОБЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

При создании, развитии психологически комфортной среды взаимо­действия родителей и классного руководителя последнему необходимо ус­тановить принципы и требования межличностного общения (Педагоги и родители: некоторые условия взаимопонимания и взаимодействия / И. Зимина, кпн, доцент Уральского государственного педагогического университета// Директор школы. 2002, № 4):

  • Осознание ответственности перед родителями учащихся за результаты обучения и воспитания.
  • Поиск контактов с родителями учащихся и осознание своей ответственности за организацию такого сотрудничества. Выше уже подчеркивалось, что родители учащихся и классный руководитель – это две стороны, взаимно ответственные за воспитание ребенка. Педагогиче­ская целесообразность этого требования основана на необходимости все­ сторонней информации о ребенке и учете ее в работе учителя, а также на необходимости преодоления несогласованности в требованиях по отноше­нию к ребенку. При этом контакты классного руководителя с родителями учащихся должны носить постоянный характер.
  • Недопущение оскорбления родительских чувств необоснован­ной оценкой способностей, успеваемости и поведения детей. Ведь вся­кая небрежность и предвзятость в суждениях о детях очень сильно пере­живается как детьми, так и их родителями, которые способны прекратить взаимодействие и общение на длительный срок. Когда классный руководи­тель осведомлен о семейных устоях и умеет понять родительские чувства, он говорит о ребенке уважительно и со знанием дела, приобретая в родителях союзников в обучении и воспитании.

•       Устранение чувства вины за свою несостоятельность. По мне­нию педагогов, родители должны быть готовы всегда поддерживать их, при­слушиваться к их советам, а в случае необходимости пересматривать свои собственные взгляды и действия. Именно такое отношение и становится ис­точником постоянных разочарований. Мы, педагоги, чаще всего идентифицируем себя со всезнающим взрослым, и поэтому нам трудно понять пози­цию родителей. В результате мы не относимся к ним с пониманием, а лишь осуждаем и морализируем. И, естественно, встречаем с их стороны сопротивление и раздражение. Посеяв таким отношением чувство вины и страха, полностью исключаем способность к пересмотру своих действий. Родители чувствуют свою несостоятельность, когда педагог говорит о том, что ребе­нок в классе «послушнее», чем дома («педагогу с тридцатью детьми удается то, что родители не могут с одним»). Или, наоборот, что ребенок совершенно неуправляем («его плохо воспитали дома»). Родители чувствуют себя, как нашалившие дети. Ощущение себя одновременно и взрослым, и несостоя­тельным ребенком создает внутренний конфликт, который провоцирует либо нежелание родителей посещать образовательное учреждение, либо открытую конфронтацию с педагогом. Только устранение подобных отношений позволит педагогам организовать сотрудничество с родителями и приобщить их к педагогической деятельности.

•     Приветствие. Благодарность родителям за их решение отдать ре­бенка именно в это образовательное учреждение. Обращение с просьбой о сотрудничестве (вместо директивных указаний). Рассказать, что совмест­ные беседы утром и вечером  способствуют большему пониманию ребенка: почему он сломал игрушку, почему не может выйти к доске или почему спит на первых уроках. Свободное упоминание педагогических проблем («Во всех семьях случается, что...», «В первое время у многих детей на­блюдается...»), что для педагога эти трудности привычны и что с ними можно справиться. «Облегчающее» пояснение, что дети в классе чаще все­го более примерны и дисциплинированны, чем дома. Известно, что там, где отношения интенсивнее, есть и больше поводов для конфликтов. В конце следует сказать о том, что воспитательные трудности неизбежны и педагоги, имеющие многолетний опыт работы с сотнями детей, могут ино­гда лучше разрешать сложные ситуации, чем мать или отец. Следует также уверить родителей, что они всегда могут рассчитывать на доброжелательный совет и помощь.

В каждой группе присутствующих на собрании или консульта­ции есть родители, объединенные одним интересом или проблемой. Если это родители детей с девиантным поведением, то от педагога требуется мак­симум такта. Ведь папы и мамы, независимо от материального положения и уровня образования, испытывают тревогу по поводу своих детей и вину, что не смогли воспитать их правильно. Они не любят ходить в школу, поскольку ожидают, что их будут непременно ругать, поэтому часто ссылаются на заня­тость или забывчивость. Такой родитель придет в школу, если будет уверен, что педагог не считает его ни на что не способным, бессердечным, безответственным человеком и что подобные проблемы переживает не только он один, они характерны и для других родителей (в том числе, возможно, и для самого учителя). Тогда он сможет свободно говорить о наболевшем - без чувства стыда и без риска потери самоуважения.

  • Опора на положительный опыт. Просчет некоторых педагогов в процессе работы с родителями заключается в том, что они часто говорят об их ошибках. Был раньше очень удачный подход к просвещению родите­лей, когда они на собраниях и других совместных встречах рассказывали о том, как воспитывают своих детей. Это не было укором для других роди­телей и в то же время повышало чувство собственного достоинства у вы­ступающих. В каждой семье есть положительный опыт. Педагогу необходимо только подсказать родителям, чем они могут поделиться с другими: кто-то физически развивает детей, владеет эффективной техникой закали­вания, кто-то заботится об интеллектуальном развитии, кто-то регулярно посещает музеи и знает каждый уголок родного города, кто-то учит детей рукоделию. Для этого важно регулярно беседовать с родителями, знать се­мьи и стараться увидеть в каждой что-то положительное.
  • Внимание к семейным традициям. Семейные традиции чаще всего остаются за гранью исследований, а ведь именно они создают дух семьи, определенную атмосферу взаимодействия. Родители ребенка пере­нимают эти традиции от старших поколений (это дает им чувство «хоро­ших детей»), и в то же время продолжают их в своей семье (это дает им чувство «хороших родителей»). Постепенно в семье создаются и новые традиции, которых не было раньше (и это укрепляет чувство «собственной семьи»). Уважительное отношение педагогов к семейным традициям своих учеников способствует укреплению взаимопонимания между учителем и родителями. На занятиях по истории и культуре учитель даже может под­нимать такие темы, как «История моей семьи» или «Профессия моих роди­телей».
  • Учет особенностей воспитания в каждой отдельной семье. В педагогической работе с родителями часто используется стандартный под­ход ко всем родителям. А ведь перед нами разные семьи, и в каждой свои особенности. Некоторые родители ждут от учителя подсказки и совета и охотно идут на сотрудничество. Другие, лишь выслушав упреки за свою «неправильную заботу» о ребенке, начинают дружить со школой. В каж­дой семье свои проблемы, свои конфликты, которые ребенок приносит в школу. Если мы хотим помочь ребенку, мы должны прежде всего постараться понять суть проблемы родителей. Только после того, как мать или отец почувствуют, что наш интерес относится также и к ним, они смогут проникнуться к нам доверием. А без доверия невозможно плодотворное сотрудничество.
  • Повышение авторитета родителей в глазах детей, умение оце­нить и показать детям наиболее значимые качества их родителей, заставить их задуматься, с какими интересными и уважаемыми людьми они жи­вут. Иногда учителю приходится прибегать к усилиям, дабы преодолеть отчуждение, которое могло возникнуть в отношениях между ребенком и его родителями. Учитель, который смог повлиять на рост авторитета родителей в глазах своих детей, поднимает и свой авторитет.

Тактичное предъявление необходимых требований к родителям с целью улучшения воспитания детей и совершенствования педагогических взглядов их родителей, без перекладывания на них своих обязанностей. Это означает, что родители могут в чем-то ошибаться, иногда пренебрегать воспитанием детей, следовать устаревшим воззрениям, но классный  руководитель должен помочь развивать педагогическую культуру родителей.

Анализ критических замечаний родителей учащихся по отношению к учителю. Педагогическая мораль требует от учителя доброжелательного отношения к замечаниям родителей в свой адрес, хотя психологически ему далеко не всегда приятно бывает слышать критические отзывы о своей работе. Критика от родителей учащихся приобретает более конкретный и деловой характер, когда классный руководитель сам «выводит» на нее родителей, убедив их, что ему необходимо знать мнение о том, правильно ли его понимают ученики и родители, имеются ли промахи в организации педагогического процесса. При отсутствии критики недовольство родителей сохраняется, приводя к взаимному непониманию и недоверию к авторитету учителя. В конечном итоге родители должны оценивать и положительные качества классного руководителя.

ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ

Направления и формы работы с родителями.

1.       Психолого-педагогические исследования семьи направлены на изучение воспитательного потенциала семьи, социальных и целевых установок семьи, системы взаимодействия, традиций, структуры детско-родительских отношений, проблем в общении родителей и детей. Основные методы сбора информации и исследований: опрос, беседы, наблюдение, тестирование, анкетирование, моделирование.

2.       Классные собрания являются одной из основных форм работы с
родителями. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. В зависимости от целей все собрания, проводимые в общеобразовательных
учреждениях, можно классифицировать по видам и формам проведения.

 

Виды родительских собраний:

  • общие, которые проводятся 5 раз в год - решение организацион­ных вопросов жизнедеятельности классного коллектива, планирование работы;
  • дифференцированные (специально приглашенная группа родите­лей),   основанные  на  запросах  родителей  и  проблемах  в  детско-родительских отношениях.

Формы проведения собраний:

  • директивно-консультативные;
  • дискуссионные;
  • семинары (тематические);
  • клубные;
  • творческие встречи и отчеты.

 

Десять секретов успешного проведения родительского собрания

(Десять секретов успешного проведения родительского собрания / Т. В. Яровова, директор школы пос. Красный Балтиец Можайского района Московской области // Практика административной работы в школе.- 2005.-№1.):

  1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее бла­гоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т. п.
  2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учени­ков вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.
  3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. На­пример, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
  4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.
  5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например:
  • снимать верхнюю одежду обязательно;
  • не допускается молчания при обсуждении проблемы;
  • отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное;
  • называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т. д.
  1. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.
  2. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организа­ции  взаимодействия родителей.
  3. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.
  4. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение чле­нов родительского комитета и совета школы.

10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

 

Рекомендации по организации и проведению родительских собраний. С проблемой как разговорить родителей, как включить их в процесс обсу­ждения сталкивается каждый, даже самый опытный, классный руководи­тель. Ведь это очень важно, чтобы родители друг у друга спрашивали со­вета, чтобы начинала складываться особая родительская кооперация, общ­ность. Это нужно и им самим: ведь родители понимают друг друга совсем иначе, чем мы, учителя, их. Нужно и учителю: у него появляется возможность узнать, что родителям в действительности нужно и важно от нас ус­лышать. Исправить данную проблему помогут следующие упражнения  (Как из родительского собрания сделать собрание родителей/В. М. Букатов, дпн, член-корреспондент Российской академии образования, разработчик социоигрового стиля обучения, г. Москва // Директор школы. 2004, № 7):

 

ШАПКА ВОПРОСОВ

Итак, суть «шапки вопросов» (ее, кстати, придумала А. П. Ершова) в том, что родители сочиняют1 друг для друга вопросы-записки, кладут их в шапку, потом вытягивают - кому, какая достанется. Как отвечать — сове­щаются по парам (хотя, напоминаем, тройки стабильнее: если вдруг коса найдет на камень, то здесь нужен третий).

Чтобы все шло гладко, как по маслу, желательно соблюдать социоигровую режиссуру. Она нехитрая - давать задания маленькими шажками: «Разберите листочки. Готово? Тогда приготовьте ручки. Те­перь сочините первый вопрос. Кто готов, отнесите свою записку в шап­ку...». И так далее.

Типы вопросов - «классические». Первый тип - вопрос «формаль­ный». Он на взаимную проверку родителями своего знания школьной жиз­ни и порядков: когда в последний раз был диктант? Проверяют ли они, ро­дители, сменку. Сколько?.. Где?.. Куда? И так далее.

Со вторым вопросом учителю лучше не спешить. Когда почти все родители прогуляются по классу к первой парте, чтобы положить свои за­писки в шапку, вот тогда можно переходить и к объяснению типологии второго вопроса. Его нужно построить на конструкции: я думаю то-то и так-то, а вы? (По любому поводу, связанному с учебой: «Я думаю, что мой сын лодырь, а вы?».)

Третий тип - я не знаю: «Я не знаю, как мне укладывать сына спать вовремя» и т. д. и т. п.

Еще раз напоминаем, если учитель все свалит в одну кучу (в одно за­дание): сейчас, дескать, вы возьмете, потом напишете, затем положите и тогда начнете отвечать, то в результате все будут сидеть, сложа руки. Если же продвигаться маленькими шажками, то режиссура сработает: родители потихоньку и расшевелятся и разговорятся. Главное — учителю запастись сочувствием, терпением и мужеством их не перебивать.

«Шапка вопросов» удобна тем, что родители видят, что к рупору ис­тины может быть допущен каждый из них. Это возвышает их в собствен­ных глазах. Вообще-то многие социоигровые заморочки могут помочь ро­дителям как-то сплотиться, найти общий язык и друг с другом, и с учите­лем. А в результате выигрывают дети!

ВИКТОРИНА

 Вот еще один пример социоигровой разминки для родительских собрании.

Почти каждый классный руководитель - еще и предметник. И ему, как правило, приходится проверять тетради по своему предмету или хотя бы контрольные работы. И вот, представьте, приходит учитель на роди­тельское собрание и выкладывает на свой стол листочки из ученических тетрадок (лучше старых). Задание родителям: по почерку определить лис­ток своего сына или дочери.

Тут требуются некоторые режиссерские комментарии. Все листочки учителю лучше заранее пронумеровать и составить для себя их расшиф­ровки, чтобы оперативнее помогать родителям решать спорные вопросы.

Листочки из старых тетрадей лучше выбирать те, где меньше (или даже нет) ошибок. Иначе некоторым родителям будет казаться, что викто­рина затеяна, чтобы выставить на позор успеваемость их ребенка.

Если учитель работает в начальных классах, то в его распоряжении будут тетради и по математике и по русскому языку. Тогда викторину можно провести в два этапа. Сначала разложить листики с цифрами и уж потом — со словесностью.

РА ССКАЗ ПО КАРТИНКЕ

Накануне собрания ученики изображают свои летние каникулы в не­скольких рисунках-клеймах.

На родительском собрании эти рисунки раздаются родителям. Во-первых, им предлагается рассказать о том, что изобразил (или хотел изо­бразить) их ребенок своим рисунком. Тут для некоторых родителей и учи­телей могут возникать разные поучительные неожиданности.

Во-вторых, родителям предлагается прокомментировать, как испол­нение рисунка соотносится с особенностями характера их ребенка.

И первое, и второе задание лучше проводить не в виде пресловутого фронтального опроса, а по парам. Конечно, учитель тогда не будет в курсе многих тем, обсуждаемых родительскими парами. Зато сами родители бу­дут в выигрышном положении.

В качестве утешения советуем классному руководителю такой ре­жиссерский прием, который, завершая собрание, удовлетворил бы и учи­тельское любопытство, и родительское стремление к упорядоченной за­вершенности. Каждый из присутствующих (или каждый желающий, в за­висимости от того, сколько времени осталось в запасе) рассказывает о двух САМЫХ-САМЫХ для него интересных (или поучительных) моментах в рассказе-комментарии своего собеседника. После такой социоигровой раз­минки доброжелательность и активность родительского комитета, как пра­вило, перестают нуждаться в дополнительной стимуляции.

ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА

Существует множество вариантов эстафет с общим названием «вол­шебная палочка». «Родительский» вариант заключается в следующем. «Волшебную палочку» - карандаш, линейку или зонтик - родители будут передавать друг другу по рядам. При этом им нужно будет назвать (без по­второв!) какое-либо качество личности или черту характера (добрый или злой, послушный или невоспитанный и т.п.).

Первый кон - по эстафете родители называют любое положительное качество. Если кто-то замешкался или запамятовал, то соседям можно под­вывать. Обычно на втором-третьем круге открывается второе дыхание, этому учителю не нужно спешить: пусть «волшебная палочка» пройдет рядам несколько кругов. У присутствующих от этого интерес только возрастет.

Второй кон - теперь называются качества отрицательные. И опять несколько кругов.

Третий кон - вместо «волшебной палочки» в руки дается кусочек мела. Каждый родитель подходит к доске и слева записывает на ней одно из прозвучавших отрицательных качеств, а справа - одно из положительных.

Когда эстафета с мелком закончится, всех просят встать. Так начинает­ся четвертый кон классной режиссуры. Теперь, стоя, нужно сообразить, какое отрицательных качеств (из тех, что на доске слева) можно переделать («кажется, я знаю как») в одно из записанных справа положительных. Сообразив, нужно подойти к доске и стрелкой соединить эти качества, поставив рядом со стрелкой свои инициалы. Например, кто-то выбрал лень и понял, из перечисленных качеств знает, как переделать ее в воспитанность, и соединяет их стрелкой. Другой родитель, облюбовав, скажем, все ту же лень, соединяет ее новой стрелкой с сообразительностью. И т. д. и т. п.

Наиболее быстрые и качественные результаты в решении острых педагогических ситуаций дают дифференцированные виды родительских собраний. В этом случае на встречу приглашаются только те родители, чьи дети имеют сходные личностные или учебные проблемы. Также разумно пригласить на эту встречу специалиста-профессионала в данной сфере (Как сделать общение с родителями живым и предметным / Е. А. Александрова, кпн, редактор журнала «Директор школы» // Директор школы. 2005, № 8).

Например, в классе имеется несколько девочек, чье желание похудеть превосходит все разумные нормы и уже начинает негативно сказываться на их здоровье. Тогда мы приглашаем их родителей и, кроме этого, мам, дочери которых недавно благополучно избавились от комплекса полноты, а также врача-диетолога и психолога, учителей биологии и физкультуры.

Педагогические эффекты данного вида организации родительского собрания:

Первый эффект. Очень тяжело первый раз проговорить вслух наболевшее. Но если родители озвучат свою проблему и услышат, что в других семьях практически такое же состояние дел, то у них уже «камень с души упадет» - они не одиноки в этой проблеме!

Второй эффект. На микрогрупповом собрании в разговор вступают и те родители,  которые уже сумели справиться с проблемой. Они делятся своим опытом (даже негативным), и у остальных родителей формируется убеждение в том, что все получится и все исправимо. Это позволяет им не  «пережевывать эмоции», а перейти к поиску конкретных шагов для выхода из проблемной ситуации.

Третий эффект. Поясним роль педагогов-предметников. Если они впоследствии, якобы невзначай, увлекут девочек работой над групповым междисциплинарным проектом, посвященным разработке индивидуальной оптимальной диеты для снижения веса и программы физической нагрузки, то это будет только во благо! Впоследствии эти ученицы, справившись со своей проблемой, смогут в школе открыть консультационный пункт для желающих стабилизировать свой вес или скорректировать фигуру!

Четвертый эффект. Мы собираем не всех родителей из класса — толь­ко часть. Поэтому разговор получается кулуарный, приватный. Родители уверены в том, что другие мамы и папы не узнают о проблемах их детей.

Еще одной из эффективных форм организации родительских со­браний являются «собрания-прецеденты». Прецедент, как гласит «Словарь русского языка», - это случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев этого же рода. На эти со­брания целесообразно приглашать родителей из разных классов и даже раз­ных параллелей: для них очень полезно бывает вспомнить, какие проблемы решались ими несколько лет назад (и поделиться своим опытом).

В начале родителям демонстрируется сценка или видеозапись какой-либо проблемной ситуации. Это может быть конфликт из серии «отцы и дети» или же между учеником и учителем. И после этого классный руко­водитель провоцирует родителей на обсуждение увиденного, обмен мне­ниями, опытом, советами. Следующий этап: просмотр «развития событий» продолжается, родители могут воочию убедиться, к чему может привести следование их советам.

Вариант: вначале все родители собираются в актовом зале для про­смотра исходной установки. Потом они делятся на группы, расходятся по разным аудиториям и разрабатывают свою стратегию решения проблемы. Встречаясь вновь, обсуждают варианты решения. Так родители могут уви­деть конфликтную ситуацию с разных сторон, увидеть многообразие вари­антов решения, научиться анализировать свои поступки.

Такого рода встречи делают общение родителей и педагогов живым и предметным, проблема успеваемости отходит на второй план: обсужда­ется вопрос общения и взаимодействия поколений. А это, несомненно, важнее.

Работа с активом родителей (Иванов, И. В. Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитию его педагогической культуры: методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2005. - С. 111-112). Решение проблем организации уча­стия родителей в соуправлении классным коллективом в значительной степени зависит от воли и готовности к взаимодействию и сотрудничеству самих субъектов образовательных процессов: детей, классного руководи­теля, родителей. Поэтому конкретизация прав родителей должна быть от­ражена в Уставе каждой школы и ее нормативных документах. Средством привлечения родителей к активному участию в жизни класса могут быть такие формы работы, как «Родительские посиделки» «Родительские чаепития», проведение «Огоньков», в которых принимают участие и родители, и дети. Эффективными формами содействия организации совместной деятельности семей и школы являются создание родительских общественных объединений, семейных клубов (на базе образовательных учреждений, по месту жительства); формирование и развитие системы взаимной помощи семей в воспитании на занятиях с детьми; проведение семейных праздников, поездок и экскурсий.

Эффективным средством мотивации родителей к активному участию совместной деятельности со школой в деле воспитания детей являются праздники только для родителей и учителей, целью которых является организация совместного культурного отдыха взрослых.

Классный руководитель может предложить родительскому комитету активу класса выбрать ответственных, которые будут вести работу по направлениям «Здоровье», «Учение», «Досуг», «Семья» и осуществлять свою деятельность не только в классном коллективе, но и в комиссиях школы (сейчас они стали появляться в образовательных учреждениях).

Комиссия «Здоровье» осуществляет свою работу по созданию условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья школьников. В связи с этим, может проводить:

• проверку санитарно-гигиенических условий обучения учащихся в учебных помещениях, рекреациях школы, качества питания и обслуживания в школьной столовой;

•       мероприятия   физкультурно-оздоровительной   направленности,
предпочтительно на свежем воздухе или спортивных залах.

Комиссия «Учение» организуется с целью улучшения качества обученности учащихся и преподавания:

•       посещает уроки с целью выявления проблем школьников в учении;

  • участвует в работе педагогических консилиумов, расширенных заседаниях административных и педагогических советов;
  • проводит заседания согласительной комиссии по проблемам обучения школьника, конфликтов между педагогами, учениками и их родителями;
  • участвует в поощрении лучших школьников и учителей ценными призами и подарками.

Комиссия «Досуг» создается в целях создания содержательной досугово-развивающей воспитательной среды. В связи с этим необходимо не­посредственное участие родителей:

  • в организации и проведении воспитательных мероприятий (похо­дов и экскурсий, спортивных состязаний, познавательных поездок, школь­ных дискотек и т. д.);
  • в поощрении и награждении победителей конкурсов, соревнований;
  • в проведении клубов досуга, познавательных кружков и т. д.

Правовая комиссия участвует в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в учебно-воспитательном процессе образовательного учреж­дения между учителем и учеником, между родителями и классным руко­водителем, между учащимися.

 

СООТНОШЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ КЛАССА

(Иванов, И. В. Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитию его педагогической культуры: методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2005. - С. 114-117.)

 

Основные направления работы классного руководителя

Формы и объем участия родителей в данной деятельности

1. Обеспечение психического и физического здоровья школьников

Данное направление ориентировано на сохра­нение, укрепление и развитие психического и физического здоровья ребенка. Родители пла­нируют вместе с классным руководителем спортивные игры, походы, экскурсии, оказание помощи детям, имеющим отклонения в здоро­вье (материальная помощь для закупки необхо­димых лекарств, направление в санаторий), бе­седы с детьми об охране труда, пожарной безо­пасности, поведении на улицах и проезжей час­ти, вредных привычках, способах оздоровления организма. С этой целью приглашаются меди­ки, специалисты по заявленным темам, прово­дятся встречи с родителями детей, имеющих проблемы со здоровьем и т. д.

2. Развитие учебных и познаватель­ных способностей школьников и ка­чества обучения, оказание помощи в выборе профессии и взаимодействие с профессиональными образователь­ными учреждениями

Родители имеют право посещать уроки педаго­гов школы, классных коллективов с целью вы­явления проблем школьников в учении; участ­вовать в поощрении лучших школьников и пе­дагогов ценными призами и подарками; помо­гать в приобретении методических пособий, литературы, участвовать в программе профес­сиональной ориентации школьников, оказывать помощь в проведении промежуточных и госу­дарственных экзаменов, оказывать помощь в поиске и подборе педагогических кадров для образовательного учреждения и т. д.

3. Организация и развитие досуговой сферы ребенка, оказание помощи в развитии ученического самоуправления

Родительские комитеты участвуют совместно с классным руководителем и учащимися класса в подготовке и проведении «огоньков», «вечеров отдыха», экскурсий, спортивных состязаний, познавательных поездок, походов, организации кружков по интересам. Позитивным фактором на этом уровне является то, что родители не только помогают в решении проблем, но и не­посредственно взаимодействуют с учащимися класса и собственным ребенком, наблюдают за детьми, оказывают непосредственное влияние на их развитие. Практика показала, что в этом направлении наибольшую активность проявляют родители учащихся начальной школы, в последующих же классах степень активности родителей умень­шается.

 

Это связано с тем, что родители в на­чальной школе продолжают опекать развитие собственных детей, а затем предоставляют им больше самостоятельности. Участие в жизни школы является для них вынужденной мерой. Поэтому со временем желание участвовать в оказании помощи школе и воспитании собст­венных детей ослабевает. Важно сделать так, чтобы родители чувствовали себя комфортно в образовательном учреждении

4. Работа с проблемными семьями и детьми

Правовая комиссия участвует в разрешении конфликтных ситуаций между учителем и уче­ником, между родителями и педагогом, между учащимися, возникающих в учебно-воспитательном процессе образовательного уч­реждения, ведет индивидуальную работу со­вместно с классным руководителем и социаль­ным педагогом под руководством заместителя директора по воспитательной работе с трудны­ми семьями и детьми (участвует в обследова­А семей, организует встречи и беседы, при­глашает на заседания «Совета отцов», «Совета матерей» и т. д., привлекает к участию в семей­ных праздниках, классных и школьных меро­приятиях и т. д.)

5. Помощь в материально-техническом оснащении и  участие в трудовых акциях школы

Родительский комитет класса может решать во­просы оснащения классной комнаты техниче­скими средствами обучения, их ремонта, ре­монта классной комнаты, помощи в сборе ма­кулатуры (металлолома), озеленения классной комнаты, пришкольного участка, организации приобретения учебников, учебных пособий. Предложенное содержание работы классного руководителя, в котором он выступает и как «классный психолог», и как организатор дет­ского досуга и общения, и как организатор взрослого сообщества (родителей, различного рода специалистов, учителей-предметников), заинтересованного в успешном развитии ребен­А, является основным требованием гуманистического воспитания сегодня. Условиями эффективности работы классного руководителя выступают доверие, уважение и интерес к личности классного руководителя у школьников, вытекающие из наличия у него определенных черт характера, знаний и талан­тов, которые являются значимыми для детей, а также уровень культурно-педагогической среды школы. Освоение предложенного содержания деятель­ности классного руководителя реализовывалось как через систему специальной подготовки (лекции, групповая работа, тренинги, практи­кумы), так и практическую работу классного руководителя с последующей рефлексией сво­его опыта

     
 

По материалам методического пособия «Азбука классного руководителя»/

авт.-сост. О.В.Рихтер, О.А. Косикова, Е.В. Попова, И.Г. Жиленко, Ставрополь, 2008 

Категория: Классное руководство | Добавил: gerasimenko
Просмотров: 1247 | Загрузок: 13 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск