Игра «Как научиться преодолевать трудности».
Цель: помочь ребёнку понять, отчего возникают трудности при общении с людьми, научиться преодолевать их.
Это занятие имеет ключевое значение. Трудности при общении испытывают почти все дети младшего школьного возраста. В ходе выполнения заданий дети должны понять и признать свои ошибки в общении, что обычно вызывает смущение, поэтому учителю очень важно проявить тактичность. При анализе проблем и переживаний не следует настаивать, чтобы все дети обсуждали свои проблемы, - некоторые откажутся это делать.
Это занятие поможет детям научиться поддерживать других, хвалить, разделять радость успеха и вместе решать сложные проблемы.
Дети впервые столкнуться с ситуациями, в которых нужно отказать, и, хотя игра касается отказа от вкусного мороженного, конфет, а не каких-либо вредных веществ, это первый опыт сопротивления давлению сверстников или взрослых. Обыгрывание подобных ситуаций – важный шаг ребёнка к самостоятельному и сознательному принятию решений, к выработке своего мнения, способности отстоять свой выбор или линию поведения.
Задание 1.
Ответь на вопросы. Если хочешь ответить «да», — поставь «+», если «нет», — поставь «—».
Можешь ли ты первым заговорить с незнакомым мальчиком или девочкой?
|
|
Можешь ли ты познакомиться самостоятельно?
|
|
Любишь ли ты играть с другими ребятами?
|
|
Можешь ли ты поменяться игрушками или игрой с другими ребятами?
|
|
Можешь ли ты попросить, чтобы тебя приняли в игру?
|
|
Любишь ли ты играть в игры по правилам?
|
|
Можешь ли ты уступить, чтобы игра продолжалась?
|
|
Нравится ли тебе ходить в гости?
|
|
Любишь ли ты получать подарки?
|
|
Любишь ли ты дарить подарки?
|
|
Посчитай «+» и «—». Если у тебя получилось больше трёх минусов, тебе нужно свободнее вести себя с ребятами и взрослыми. В этом тебе помогут игры, поиграть в которые можно с одноклассниками.
Игра «Аплодисменты»
Правила игры. Ребята по очереди встают, рассказывают перед классом любое стихотворение (четверостишие), все слушатели дружно аплодируют, говорят что-то хорошее, приятное.
Задание 2.
Ответь на вопросы.
1. Понравилось ли тебе, когда тебя хвалят?
2. Что ты чувствуешь, когда тебя хвалят?
3. Нравится ли тебе хвалить других?_________________________________
4. Часто ли тебя хвалят?
5. Кто чаще всего тебя хвалит?
6. Как можно показать ребятам, что они тебе нравятся?
7. Хочешь ли ты, чтобы тебя хвалили?_________________________________
Игра «Поддержка»
Правила игры. Игрок стоит в очерченном кругу. Ему нужно перепрыгнуть в другой, не задев меловую черту. Он говорит: «Я не смогу допрыгнуть». Остальные ребята подбадривают и поддерживают товарища.
Задание 3.
Ответь на вопросы.
1. Почему важно поддерживать, подбадривать других?
2. Ты хочешь, чтобы тебя поддерживали?
3. Что ты чувствуешь, когда тебя поддерживают?
4. Часто ли тебя поддерживают?
5. Поддерживают ли тебя родители?
6. Кто из друзей тебя поддерживает и в каких случаях?
Игра «Просьба»
Правила игры. Игроки сидят в кругу. Каждый по очереди просит о чём-то своего соседа, стараясь не повторять фразы.
Задание 4.
Ответь на вопросы.
1. Чья просьба была самой важной?___________________________________
2. Кому невозможно было отказать?
3. Легко ли тебе обратиться с просьбой к родителям?
друзьям? __________________________________________________
учителям? ------------------------------------------------------------------
4. Охотно ли ты выполняешь просьбы?
5. К кому тебе труднее всего обратиться с просьбой?
Игра «Поймай мяч»
Правила игры. Игроки сидят в кругу, бросают мяч друг другу по кругу. Важно поймать быстро брошенный мяч. Если мяч не пойман, бросавший извиняется за то, что плохо бросил мяч.
Задание 5.
Ответь на вопросы.
1. Легко ли тебе признать свою ошибку?
2. Умеешь ли ты прощать чужие ошибки?______________________________
Игра «Подарок»
Правила игры. Игроки сидят в кругу и по кругу дарят друг другу что-нибудь со словами: «Я хочу подарить тебе...» или «Можно подарить тебе...». Принимающий подарок должен сказать слова благодарности.
Задание 6.
Ответь на вопросы.
1. Любишь ли ты получать подарки? __________________________________
2. Любишь ли ты дарить подарки?
3. Что тебе нравится больше — дарить или получать подарки?
4. Кто лучше всех вручил подарок?
Игра «Сделаем вместе»
Правила игры. Игроки разбиваются на пары. Один складывает из листа бумаги квадрат с закрытыми или завязанными глазами. Второй руководит его действиями, направляет, подбадривает. Затем они меняются ролями.
Ответь на вопросы.
1. Что было сложнее: делать или руководить?________________________________
Правила игры. Попробуй отказаться от предложения съесть мороженое, если у тебя болит горло; выйти с ребятами поиграть, когда ты только начинаешь делать уроки.
Ответь на вопросы.
1. Можешь ли ты отказаться от вкусного мороженого?__________________________
2. Что тебе проще сделать: согласиться или отказаться?_________________________
Литература.
Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А.. Все цвета, кроме черного. Учусь понимать других. 3 класс