Вторник, 17.06.2025, 14:22
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Герасименко Ольги Николаевны.

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » В помощь учителю » Классное руководство

Азбука классного руководителя
[ Скачать с сервера (165.0 Kb) ] 10.01.2015, 19:51

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

О. А. Косикова

В ходе осуществления инспекторских проверок образовательных уч­реждений края отмечена одна особенность: зачастую педагогические коллективы, которые действительно творчески и заинтересованно работают с детьми, не могут представить должным образом свою деятельность ввиду отсутствия или неверного ведения нормативных документов. Поэтому считаем необходимым обозначить требования по ведению документации воспитательной деятельности, а также дать необходимый минимум тех нормативно-правовых документов, которые обязательно должны знать педагоги, осуществляющие воспитательный процесс в школе.

Особого внимания требует документальное обеспечение воспитательной  деятельности.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТАЦИИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

1. Копии локальных актов учреждения, регламентирующие воспи-тательный процесс в школе:

  • Программа развития воспитания в образовательном учреждении (концепция воспитательной деятельности).
  • Должностная инструкция классного руководителя.
  • Социально-педагогический паспорт учреждения.
  • План работы ШМО классных руководителей или других методических объединений.
  • План воспитательной работы ОУ на год.
  • График проведения массовых мероприятий, КТД.
  • План работы социального педагога.
  • План работы школьного психолога.

          2.  Документы, разработанные классным руководителем:

  • Программа воспитательной деятельности или концепция (Приложение 5).
    • План-сетка воспитательных мероприятий на месяц.
    • Банк методического сопровождения воспитательного процесса.
    • Картотека форм и сценариев воспитательной работы.
    • План-график проведения родительских собраний.
    • Протоколы родительских собраний.
    • Социальный паспорт класса.  
    • Журналы инструктажа учащихся по ТБ и ОБЖ.
    • Психолого-педагогическая характеристика класса.
    • Общие сведения об учащихся класса.

 

•  Таблица успеваемости учащихся по предметам, учебный и   социальный рейтинг учащихся класса, динамика учебных достижений учащихся.

  • План индивидуальной работы с учащимися по профилактике проявлений девиантного поведения.
  • Психолого-педагогические  исследования  результатов  воспита­тельных влияний.

В соответствии с современными требованиями к организации воспита­тельного процесса большое значение имеет степень разработанности Про­граммы воспитательной деятельности или концепции. Главная особенность в том, что каждая программа (концепция) должна иметь собственную идею, на­правления и содержание деятельности. В то же время любая из них имеет сложную структуру и представляет собой комплекс взаимосвязанных блоков.

Концепция — это определенная система взглядов, совокупность ос­новных идей, отражающих цели, принципы, содержание и способы сис­темной организации воспитательного процесса; указание на специфиче­ские функции педагогов, учеников, родителей.

Этот документ может содержать в себе:

  • Определение основных понятий - воспитание, личность ребенка, воспитательная система.
  • Формулирование целей воспитательной деятельности. Следует учесть, что цель - это идеально представленный результат деятельности, то есть то, что хочет получить классный руководитель в результате воспи­тательных влияний.
  • Описание научных идей, философских и психолого-педагогических
    теорий, позволяющих проектировать воспитательную деятельность.
  • Описание основных принципов, ценностей и приоритетов воспи­тательной деятельности. Принципы - это общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций.
  • Характеристика основных направлений воспитательной деятель­ности классного руководителя.
  • Наиболее общая характеристика основных способов достижения
    поставленных целей и воплощения основных идей и принципов, лежащих в основе организации процесса воспитания.

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Виды программ: комплексная, целевая, проект.

Сроки реализации: на год или на несколько лет.

Примерная структура программы:

  • Обоснование актуальности: описание образовательных запросов и интересов учащихся, детского коллектива в целом, родительской общест­венности в области создания воспитательной среды; особенности развития воспитательной системы школы; специфика культурно-социального окру­жения образовательного учреждения.

 

  • Определение конкретных целей и задач воспитания или концепту-альные основания воспитательной деятельности.
  • Описание основных путей и способ реализации целей воспита-тельной деятельности.
  • Предполагаемые результаты воспитательных влияний. Механизм реализации программы (перечень программных мероприятий).
  • Нормативно-правовое обоснование и методическое обеспечение.

Положение - это организационно-юридический документ, регламентирующий деятельность. Как правило, положения состоят из следую-щих разделов: общая часть (общие положения), основные задачи, функции

(обязанности), права и ответственность, организация управления.

  • Раздел «Общая часть (общие положения)» может включать в себя: определение статуса органа самоуправления в системе управления; указания о том, кем оно возглавляется и кому подчиняется; степень самостоятельности; степень участия в реализации целевой программы или выполнении целевых функций управления.
  • Раздел «Основные задачи» определяет: направление деятельности самоуправления; задачи, за выполнение которых несет ответственность данный орган самоуправления.
  • Раздел «Функции (обязанности)» содержит перечень функций, выполнение которых обеспечивает решение задач, поставленных перед органом самоуправления с определенной конкретизацией работ по каждой функции.
  • Раздел «Права» определяет права органа самоуправления, обеспечивающие выполнение этим подразделением своих функций.  
  • Раздел «Организация управления» содержит описание организационной структуры органа самоуправления, указания о месте руководителей внутри самого органа, определяет периодичность, время и вид проводимых организационных мероприятий.
  • Раздел «Ответственность» предусматривает установление ответст­венности органа самоуправления и его руководителя за выполнение задач и реализацию функций. Как правило, в этом разделе делается такая запись: «орган самоуправления несет ответственность за выполнение закрепленных за ним задач и функций».

Формы планов работы могут быть разнообразными: текстовыми, графическими, в виде плана-сетки. Главное - они должны быть реальными, удобными в пользовании, наглядными. В годовом плане работы классного руководителя необходимо: четко сформулировать цели (желаемый результат); задачи (конкретно проверяемый результат), технологии по­ставленных задач, содержание или перечень внеклассных мероприятий, определить сроки выполнения.

 

ПРИМЕРНЫЕ ФОРМЫ ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Форма 1

 

Направ-

ления

работы

Решае-

мые

задачи

Участ-

ники

воспита-

тельных

меро-

приятий

Месяц

Коллек-

тивные

творче-

ские дела

и виды

деятель-

ности

Ответст-

венные

за прове-

дение

(инициа-

тивная

группа

детей)

Место

и время

проведе-

ния

 

 

 

 

 

 

 

Форма 2

 

 

Задачи, технологии

Направления работы

Гражданско-патриотическое

Духовно-нравственное

Здоровьесбере-гающее

Решаемые задачи

 

 

 

Технологии реализации (формы и методы)

 

 

 

Календарный план

1 –я четверть

 

 

 

2-я четверть

 

 

 

3-я четверть

 

 

 

4-я четверть

 

 

 

Форма 3

 

 

 

Направления работы

Задачи воспитательной работы

Месяц / перечень мероприятий

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

 

 

 

 

 

Психолого-педагогические исследования результатов воспитатель­ной деятельности целесообразно представить в виде сводной таблицы, от­ражающей соотношения критериев и показателей оценки результатов вос­питательной деятельности, форм и методов диагностики, способов хране­ния полученной информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерий оценки

Показатель оценки

Методы и методики диагностирования

Методы хранения

Личностный рост ребенка

Когнитивный

Уровень сформированности обобщенных понятий

Составительские опросники

Таблица

Социальный

Социально-коммуникативная компе­тентность

Опросник для оценки компетентности социально-коммуникативной (КСК)

Таблица, диаграмма

Методика изучения компетентности в общении (В. Ф. Ряховский)

Диаграмма

Развитие детского коллектива

Какой у нас коллектив? (А. Н. Лутошкин)

Таблица

Ученическое самоуправление

Методика определения уровня развития ученического самоуправления в детском коллективе (М. И. Рожков)

Диаграмма

Межличностные отношения

Методика изучения степени развития основных ком­понентов педагогического взаимодействии (Л. В. Байбородова)

Диаграмма, график

Методика социометрии (Дж. Морено)

Таблица

Прагматический (действенно-практический)

Профессиональное самоопределение

Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова

Методика «Структура интересов» В. Хеннинга

Таблица, диаграмма

Потребностно-мотивационный

Ценностные ориентации

Ценностные ориентации школьников (Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова)

Круговая диаграмма

Структура потребностей

Репертуарная методика диагностики доминирующих потребностей (Г. ерей)

Таблица

Психодинамический

Тревожность

Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет (А. М. Прихожан) Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханин)

Таблица

Количество пропусков по болезни

 

Столбчатая диаграмма

Морально-нравственный

Нравственная воспитанность

Размышляем о жизненном опыте (Н. Е. Щуркова)

График

Примерная сводная таблица

 

ПРИМЕРНАЯ ТАБЛИЦА СОЦИАЛЬНОГО ПАСПОРТА КЛАССА

 

Показатели

 

Данные

Всего детей

 

Количество многодетных семей

■ В них детей

■ Учатся в школе

■ Находятся в дошкольном учреждении

 

Количество семей с двумя детьми

 

Количество семей с одним ребенком

 

Дети инвалиды

 

Семьи беженцев ■ В них детей

 

Социальный статус родителей ■ Безработные

■ Рабочие

■ Служащие

■ Инвалиды

■ Пенсионеры

 

Состав семьи

■ Неполные

■ Нуклеарные

■ Полинуклеарные

 

Малообеспеченные семьи

 

Неблагополучные семьи

■ Уклоняющиеся от воспитания

■ Лишенные родительских прав

■ Злоупотребляющие алкоголем, наркотиками

■ Родители в заключении

 

Дети с проявлениями девиантного поведения

■ На учете в инспекции по делам несовершеннолетним ■ На учете в школе

 

Количество детей по группам здоровья ■ Первая

■ Вторая

■ Третья

■ Четвертая

■  Пятая

 

 

 

При осуществлении педагогической деятельности у многих классных руководителей возникают вопросы о правомерности действий, объемах и содержании воспитательной работы, что свидетельствует о недостаточном знании нормативно-правовых документов, регламентирующих воспитательный процесс образовательного учреждения. Ниже мы приводим полный перечень законодательных актов международного, федерального и регионального уровней по проблемам воспитания.

Международные нормативно-правовые документы

1. Конвенция ООН о правах ребенка (утверждена Генеральной Ас-
самблеей ООН 20.11.1989 г.).

2. Рекомендация о воспитании в духе уважения прав человека и ос-
свобод (издательство ЮНЕСКО, принята 19.11.1974 г.).

Федеральные нормативно-правовые документы

  1. Конституция РФ.
  2. Закон РФ «Об образовании» (1996 г.) в редакции 2004 г.
  3. О национальной доктрине образования в Российской Федерации
    (постановление Правительства РФ № 751 от 4 октября 2000 г.).

6.       Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Фе-
дерации» (Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ с изменениями июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г.).

7.  Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских
общественных объединений»  (принят Государственной Думой 26 мая 1995 г.).

  1. Закон РФ «Об общественных объединениях» (Федеральный закон
    № 82 от 19 мая 1995 г., с изменениями от 1998 г.).
  2. Концепция  модернизации  дополнительного   образования  детей
    Российской Федерации до 2010 года (распоряжение Правительства РФ
    № 1756-p от 29 декабря 2001 г.).

10. Концепция Федеральной целевой программы развития образова­
ния на 2006-2010 гг. (распоряжение Правительства РФ от 3 сентября
г.№1340-р).

11. Аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие вос-
питания в системе образования на 2008-2010 гг.».

          12.    Государственная программа «Патриотическое воспитание граж-
дан Российской Федерации на 2006-2010 гг.» (постановление Правитель­-
ства РФ от 11.07.2005 г. № 422).

  1. Межведомственная программа развития системы дополнительно­-
    го образования детей до 2010 года.
  2. Концепция федеральной целевой программы «Культура России
    (2006-2010 гг.)» (распоряжение Правительства РФ от 15 сентября 2005 г.
    № l432-p).

 

  1. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры
    и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» (постановление Пра­-
    вительства РФ от 11 января 2006 г. № 7).
  2. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и
    правонарушений несовершеннолетних» (Закон РФ от 24.06.1999 г. № 120-
    ФЗ с изменениями от 07.07.2003 г.).
  3. О  мерах  государственной  поддержки  талантливой  молодежи
    (Указ Президента РФ 6 апреля 2006 года № 325).
  4. Федеральная программа развития образования на 2006-2010 гг.
    (постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803).
  5. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2006-2010 гг.
  6. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания на­
    селения в РФ» (в ред. Федеральных законов от 10.07.2002 г. № 87-ФЗ,
    от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ, от 10.01.2003 г. № 15-ФЗ, от 22.08.2004 г.
    № 122-ФЗ).
  7. Федеральная целевая программа «Формирование установок толе-­
    рантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе»
    (постановление Правительства РФ от 25 августа 2001 г. № 629).
  8. Концепция художественного образования РФ (письмо МО РФ
    № 30-51-918/16 от 10.12.2001 г.).
  9. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными ве­-
    ществами в образовательной среде (приложение к Приказу Минобразова-­
    ния России от 28 февраля 2000 г. № 619).

Региональные нормативно-правовые документы

  1. Закон СК «О молодежной политике в Ставропольском крае»
    (Закон Ставропольского края № 40-к).
  2. Мероприятия по патриотическому воспитанию детей и молодежи
    в Ставропольском крае на 2006-2010 гг. (распоряжение Правительства
    Ставропольского края от 16 декабря 2005 г. № 658-рп).
  3. Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении
    функций классного руководителя педагогическими работниками государ-­
    ственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципаль­-
    ных общеобразовательных учреждений (приказ МО СК от 20 февраля
    2006 г. № ВО-пр).
  4. Об организации работы по выполнению «Программы мероприя­-
    тий по популяризации государственных символов России до 2010 г.»
    (письмо МО СК от 26.04.2005 г. № 01-23/1822).
  5. Программа развития воспитания в СК в 2006-2010 гг. (от 14 июля
    2005г.№1307-ПГДСК).
  6. О мерах по усилению профилактики безнадзорности и правона-­
    рушений несовершеннолетних в Ставропольском крае на 2005-2007 гг.
    (распоряжение   Правительства   Ставропольского   крае   №    150-рп   от
    25.04.2005 г.)

 

30. О мерах по усилению профилактики безнадзорности и правона­-
рушений несовершеннолетних в Ставропольском крае на 2005-2007 гг.
приказ МО СК № 358-пр. от 20.05.2005 г.).

31. О дальнейшем развитии ученических производственных бригад в
Ставропольском крае (распоряжение губернатора СК от 19.02.1998 г.).

Информационные письма, методические рекомендации

32. Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования (письмо Минобразования РФ 5.12.2002 г. № 30-51-914/16).

  1. О военно-патриотических молодежных и детских объединениях
    (постановление Правительства РФ от 24.07.2000 г. № 551).
  2. Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с
    историей и значением официальных государственных символов РФ и их
    популяризации (письмо Минобразования России от 01.03.2002 г. № 30-51-131/16)

35.  Закон РФ «О днях воинской славы (победных днях) России» (За-
РФ от 10.02.1995 г.).

36.  О работе подростковых и молодежных клубов по месту житель-
ства граждан (инструктивное письмо МО РФ,  Госкоммолодежи РФ, Госкомспорта РФ от 12.03.1996 г. № КШ 21/294-04/53).

37.  Методические рекомендации о расширении деятельности детских
и молодежных объединений в образовательных учреждениях (письмо МО РФ от  11.02.2000 г. № 101/28-16).

38.  О деятельности музеев образовательных учреждений (письмо МО
12 марта 2003 г. № 28-51-181/16).

39.  О методических рекомендациях по заключению договоров для
оказания платных образовательных услуг в сфере образования (письмо МО РФ от 1 октября 2002 г. № 31ю-31нн-40/31-09).

40.  О   повышении   воспитательного   потенциала   образовательного
процесса  в   общеобразовательном   учреждении   (письмо   МО   РФ   от
20.04.2002 г. №13-51-28/13).

41.   О примерных требованиях к программам дополнительного обра-
зования детей (письмо МО РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844).

42. О развитии шахматного образования в системе образования РФ (приказ МО РФ 18.05.2004 г. № 2211).

43. Об организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи (приказ МО РФ от 7 августа 2003 г. № 3271).

44. Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг (постановление Правительства РФ 1 апреля 2003 г. № 181).

45. Примерное положение о попечительском совете общеобразовательного учреждения (утверждено постановлением Правительства РФ от 10 декабря 1999 г. №1379).

 

  1. Программа развития воспитания в образовании РФ на  1999—
    2001 гг. (приказ Минобразования РФ от 18.10.1999 г. № 514).
  2. Рекомендации для организаторов работы с детьми и подростками
    по  месту  жительства  в   современных  условиях  (письмо  МО   РФ   от
    13.11.2000 г. №813/28-16).
  3. Рекомендации по обеспечению государственного минимального
    стандарта РФ «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в
    образовательных учреждениях общего образования».
  4. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям до-­
    полнительного образования детей (внешкольные учреждения) (Санитарно-
    эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03, дата вве­-
    дения: 20 июня 2003 г.).
  5. О приведении в соответствие с действующими санитарными
    нормами условий обучения и пребывания в образовательных учреждениях
    (письмо МО РФ от 30.10.2003 г. № 26/4100-6).
  6. Методические   рекомендации   по   организации   деятельности
    классного руководителя в образовательных учреждениях (приказ МО РФ
    № 21 от 3 февраля 2006 г. «Об утверждении методических рекомендаций
    об осуществлении функций классного руководителя педагогическими
    работниками государственных общеобразовательных учреждений субъ-­
    ектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных
    учреждений»).
  7. Методические рекомендации по финансированию реализации ос-­
    новных образовательных программ дополнительного образования детей
    (письмо МО РФ от 10.10.2006 г. № 06-1616).

53.         Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных
учреждениях (письмо МО РФ от 22.07.2002 г. № 30-51-547/16).

  1. О совершенствовании процесса физического воспитания в обра­-
    зовательных   учреждениях   РФ   (приказ   МО   РФ   от    16.07.2002   г.
    №2715/227/166/19).
  2. Об общероссийской системе мониторинга состояния развития
    здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи
    (распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 916).
  3. Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях,
    связанных с применением государственных символов РФ (письмо МО РФ
    от 10.05.2001 г. № 22-06-626).
  4. Основные направления и план действий по реализации программ
    развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 гг. (при­-
    ложение к приказу Минобразования России от 21.01.2002 г. № 193).
  5. Методические рекомендации по развитию дополнительного обра-­
    зования детей в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму
    Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-15-43/16).
  6. Методические рекомендации по развитию ученического само­
    управления в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму

 

 

Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию от 2005 г.).

60. Методические рекомендации о взаимодействии образовательного  учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от г.№90/30-16).

61. Об организации работы с родительской общественностью по про-блемам воспитания детей и молодежи (приказ МО РФ от 07.08.2003 г. № 32/71).

62. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях образования (приложение к письму Минобразования России от 27.06.2003 г. №28-51-513/16).

63. Практические рекомендации по организации системной комплекс­ной работы по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков в обра-зовательной среде (Вестник образования России. - 2003. - № 18).

64. Об увеличении двигательной активности обучающихся общеобразо-вательных  учреждений (письмо МО РФ от 8 апреля 2003 года № 1-51-86/3).

65. Методические рекомендации аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различного уровня и направленности  (письмо МО РФ от 15.10.2000 г. № 24-51 -212/13-28-51 -793/16).

Категория: Классное руководство | Добавил: gerasimenko
Просмотров: 947 | Загрузок: 13 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск