ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
О. А. Косикова
В ходе осуществления инспекторских проверок образовательных учреждений края отмечена одна особенность: зачастую педагогические коллективы, которые действительно творчески и заинтересованно работают с детьми, не могут представить должным образом свою деятельность ввиду отсутствия или неверного ведения нормативных документов. Поэтому считаем необходимым обозначить требования по ведению документации воспитательной деятельности, а также дать необходимый минимум тех нормативно-правовых документов, которые обязательно должны знать педагоги, осуществляющие воспитательный процесс в школе.
Особого внимания требует документальное обеспечение воспитательной деятельности.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТАЦИИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
1. Копии локальных актов учреждения, регламентирующие воспи-тательный процесс в школе:
- Программа развития воспитания в образовательном учреждении (концепция воспитательной деятельности).
- Должностная инструкция классного руководителя.
- Социально-педагогический паспорт учреждения.
- План работы ШМО классных руководителей или других методических объединений.
- План воспитательной работы ОУ на год.
- График проведения массовых мероприятий, КТД.
- План работы социального педагога.
- План работы школьного психолога.
2. Документы, разработанные классным руководителем:
- Программа воспитательной деятельности или концепция (Приложение 5).
- План-сетка воспитательных мероприятий на месяц.
- Банк методического сопровождения воспитательного процесса.
- Картотека форм и сценариев воспитательной работы.
- План-график проведения родительских собраний.
- Протоколы родительских собраний.
- Социальный паспорт класса.
- Журналы инструктажа учащихся по ТБ и ОБЖ.
- Психолого-педагогическая характеристика класса.
- Общие сведения об учащихся класса.
• Таблица успеваемости учащихся по предметам, учебный и социальный рейтинг учащихся класса, динамика учебных достижений учащихся.
- План индивидуальной работы с учащимися по профилактике проявлений девиантного поведения.
- Психолого-педагогические исследования результатов воспитательных влияний.
В соответствии с современными требованиями к организации воспитательного процесса большое значение имеет степень разработанности Программы воспитательной деятельности или концепции. Главная особенность в том, что каждая программа (концепция) должна иметь собственную идею, направления и содержание деятельности. В то же время любая из них имеет сложную структуру и представляет собой комплекс взаимосвязанных блоков.
Концепция — это определенная система взглядов, совокупность основных идей, отражающих цели, принципы, содержание и способы системной организации воспитательного процесса; указание на специфические функции педагогов, учеников, родителей.
Этот документ может содержать в себе:
- Определение основных понятий - воспитание, личность ребенка, воспитательная система.
- Формулирование целей воспитательной деятельности. Следует учесть, что цель - это идеально представленный результат деятельности, то есть то, что хочет получить классный руководитель в результате воспитательных влияний.
- Описание научных идей, философских и психолого-педагогических
теорий, позволяющих проектировать воспитательную деятельность.
- Описание основных принципов, ценностей и приоритетов воспитательной деятельности. Принципы - это общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций.
- Характеристика основных направлений воспитательной деятельности классного руководителя.
- Наиболее общая характеристика основных способов достижения
поставленных целей и воплощения основных идей и принципов, лежащих в основе организации процесса воспитания.
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Виды программ: комплексная, целевая, проект.
Сроки реализации: на год или на несколько лет.
Примерная структура программы:
- Обоснование актуальности: описание образовательных запросов и интересов учащихся, детского коллектива в целом, родительской общественности в области создания воспитательной среды; особенности развития воспитательной системы школы; специфика культурно-социального окружения образовательного учреждения.
- Определение конкретных целей и задач воспитания или концепту-альные основания воспитательной деятельности.
- Описание основных путей и способ реализации целей воспита-тельной деятельности.
- Предполагаемые результаты воспитательных влияний. Механизм реализации программы (перечень программных мероприятий).
- Нормативно-правовое обоснование и методическое обеспечение.
Положение - это организационно-юридический документ, регламентирующий деятельность. Как правило, положения состоят из следую-щих разделов: общая часть (общие положения), основные задачи, функции
(обязанности), права и ответственность, организация управления.
- Раздел «Общая часть (общие положения)» может включать в себя: определение статуса органа самоуправления в системе управления; указания о том, кем оно возглавляется и кому подчиняется; степень самостоятельности; степень участия в реализации целевой программы или выполнении целевых функций управления.
- Раздел «Основные задачи» определяет: направление деятельности самоуправления; задачи, за выполнение которых несет ответственность данный орган самоуправления.
- Раздел «Функции (обязанности)» содержит перечень функций, выполнение которых обеспечивает решение задач, поставленных перед органом самоуправления с определенной конкретизацией работ по каждой функции.
- Раздел «Права» определяет права органа самоуправления, обеспечивающие выполнение этим подразделением своих функций.
- Раздел «Организация управления» содержит описание организационной структуры органа самоуправления, указания о месте руководителей внутри самого органа, определяет периодичность, время и вид проводимых организационных мероприятий.
- Раздел «Ответственность» предусматривает установление ответственности органа самоуправления и его руководителя за выполнение задач и реализацию функций. Как правило, в этом разделе делается такая запись: «орган самоуправления несет ответственность за выполнение закрепленных за ним задач и функций».
Формы планов работы могут быть разнообразными: текстовыми, графическими, в виде плана-сетки. Главное - они должны быть реальными, удобными в пользовании, наглядными. В годовом плане работы классного руководителя необходимо: четко сформулировать цели (желаемый результат); задачи (конкретно проверяемый результат), технологии поставленных задач, содержание или перечень внеклассных мероприятий, определить сроки выполнения.
ПРИМЕРНЫЕ ФОРМЫ ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Форма 1
Направ-
ления
работы
|
Решае-
мые
задачи
|
Участ-
ники
воспита-
тельных
меро-
приятий
|
Месяц
|
Коллек-
тивные
творче-
ские дела
и виды
деятель-
ности
|
Ответст-
венные
за прове-
дение
(инициа-
тивная
группа
детей)
|
Место
и время
проведе-
ния
|
|
|
|
|
|
|
|
Форма 2
Задачи, технологии
|
Направления работы
|
Гражданско-патриотическое
|
Духовно-нравственное
|
Здоровьесбере-гающее
|
Решаемые задачи
|
|
|
|
Технологии реализации (формы и методы)
|
|
|
|
Календарный план
|
1 –я четверть
|
|
|
|
2-я четверть
|
|
|
|
3-я четверть
|
|
|
|
4-я четверть
|
|
|
|
Форма 3
Направления работы
|
Задачи воспитательной работы
|
Месяц / перечень мероприятий
|
Сентябрь
|
Октябрь
|
Ноябрь
|
|
|
|
|
|
Психолого-педагогические исследования результатов воспитательной деятельности целесообразно представить в виде сводной таблицы, отражающей соотношения критериев и показателей оценки результатов воспитательной деятельности, форм и методов диагностики, способов хранения полученной информации.
Критерий оценки
|
Показатель оценки
|
Методы и методики диагностирования
|
Методы хранения
|
Личностный рост ребенка
|
Когнитивный
|
Уровень сформированности обобщенных понятий
|
Составительские опросники
|
Таблица
|
Социальный
|
Социально-коммуникативная компетентность
|
Опросник для оценки компетентности социально-коммуникативной (КСК)
|
Таблица, диаграмма
|
Методика изучения компетентности в общении (В. Ф. Ряховский)
|
Диаграмма
|
Развитие детского коллектива
|
Какой у нас коллектив? (А. Н. Лутошкин)
|
Таблица
|
Ученическое самоуправление
|
Методика определения уровня развития ученического самоуправления в детском коллективе (М. И. Рожков)
|
Диаграмма
|
Межличностные отношения
|
Методика изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействии (Л. В. Байбородова)
|
Диаграмма, график
|
Методика социометрии (Дж. Морено)
|
Таблица
|
Прагматический (действенно-практический)
|
Профессиональное самоопределение
|
Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова
Методика «Структура интересов» В. Хеннинга
|
Таблица, диаграмма
|
Потребностно-мотивационный
|
Ценностные ориентации
|
Ценностные ориентации школьников (Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова)
|
Круговая диаграмма
|
Структура потребностей
|
Репертуарная методика диагностики доминирующих потребностей (Г. ерей)
|
Таблица
|
Психодинамический
|
Тревожность
|
Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет (А. М. Прихожан) Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханин)
|
Таблица
|
Количество пропусков по болезни
|
|
Столбчатая диаграмма
|
Морально-нравственный
|
Нравственная воспитанность
|
Размышляем о жизненном опыте (Н. Е. Щуркова)
|
График
|
Примерная сводная таблица
ПРИМЕРНАЯ ТАБЛИЦА СОЦИАЛЬНОГО ПАСПОРТА КЛАССА
Показатели
|
Данные
|
Всего детей
|
|
Количество многодетных семей
■ В них детей
■ Учатся в школе
■ Находятся в дошкольном учреждении
|
|
Количество семей с двумя детьми
|
|
Количество семей с одним ребенком
|
|
Дети инвалиды
|
|
Семьи беженцев ■ В них детей
|
|
Социальный статус родителей ■ Безработные
■ Рабочие
■ Служащие
■ Инвалиды
■ Пенсионеры
|
|
Состав семьи
■ Неполные
■ Нуклеарные
■ Полинуклеарные
|
|
Малообеспеченные семьи
|
|
Неблагополучные семьи
■ Уклоняющиеся от воспитания
■ Лишенные родительских прав
■ Злоупотребляющие алкоголем, наркотиками
■ Родители в заключении
|
|
Дети с проявлениями девиантного поведения
■ На учете в инспекции по делам несовершеннолетним ■ На учете в школе
|
|
Количество детей по группам здоровья ■ Первая
■ Вторая
■ Третья
■ Четвертая
■ Пятая
|
|
При осуществлении педагогической деятельности у многих классных руководителей возникают вопросы о правомерности действий, объемах и содержании воспитательной работы, что свидетельствует о недостаточном знании нормативно-правовых документов, регламентирующих воспитательный процесс образовательного учреждения. Ниже мы приводим полный перечень законодательных актов международного, федерального и регионального уровней по проблемам воспитания.
Международные нормативно-правовые документы
1. Конвенция ООН о правах ребенка (утверждена Генеральной Ас-
самблеей ООН 20.11.1989 г.).
2. Рекомендация о воспитании в духе уважения прав человека и ос-
свобод (издательство ЮНЕСКО, принята 19.11.1974 г.).
Федеральные нормативно-правовые документы
- Конституция РФ.
- Закон РФ «Об образовании» (1996 г.) в редакции 2004 г.
- О национальной доктрине образования в Российской Федерации
(постановление Правительства РФ № 751 от 4 октября 2000 г.).
6. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Фе-
дерации» (Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ с изменениями июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г.).
7. Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских
общественных объединений» (принят Государственной Думой 26 мая 1995 г.).
- Закон РФ «Об общественных объединениях» (Федеральный закон
№ 82 от 19 мая 1995 г., с изменениями от 1998 г.).
- Концепция модернизации дополнительного образования детей
Российской Федерации до 2010 года (распоряжение Правительства РФ
№ 1756-p от 29 декабря 2001 г.).
10. Концепция Федеральной целевой программы развития образова
ния на 2006-2010 гг. (распоряжение Правительства РФ от 3 сентября
г.№1340-р).
11. Аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие вос-
питания в системе образования на 2008-2010 гг.».
12. Государственная программа «Патриотическое воспитание граж-
дан Российской Федерации на 2006-2010 гг.» (постановление Правитель-
ства РФ от 11.07.2005 г. № 422).
- Межведомственная программа развития системы дополнительно-
го образования детей до 2010 года.
- Концепция федеральной целевой программы «Культура России
(2006-2010 гг.)» (распоряжение Правительства РФ от 15 сентября 2005 г.
№ l432-p).
- Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры
и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» (постановление Пра-
вительства РФ от 11 января 2006 г. № 7).
- Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» (Закон РФ от 24.06.1999 г. № 120-
ФЗ с изменениями от 07.07.2003 г.).
- О мерах государственной поддержки талантливой молодежи
(Указ Президента РФ 6 апреля 2006 года № 325).
- Федеральная программа развития образования на 2006-2010 гг.
(постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803).
- Федеральная целевая программа «Дети России» на 2006-2010 гг.
- Федеральный закон «Об основах социального обслуживания на
селения в РФ» (в ред. Федеральных законов от 10.07.2002 г. № 87-ФЗ,
от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ, от 10.01.2003 г. № 15-ФЗ, от 22.08.2004 г.
№ 122-ФЗ).
- Федеральная целевая программа «Формирование установок толе-
рантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе»
(постановление Правительства РФ от 25 августа 2001 г. № 629).
- Концепция художественного образования РФ (письмо МО РФ
№ 30-51-918/16 от 10.12.2001 г.).
- Концепция профилактики злоупотребления психоактивными ве-
ществами в образовательной среде (приложение к Приказу Минобразова-
ния России от 28 февраля 2000 г. № 619).
Региональные нормативно-правовые документы
- Закон СК «О молодежной политике в Ставропольском крае»
(Закон Ставропольского края № 40-к).
- Мероприятия по патриотическому воспитанию детей и молодежи
в Ставропольском крае на 2006-2010 гг. (распоряжение Правительства
Ставропольского края от 16 декабря 2005 г. № 658-рп).
- Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении
функций классного руководителя педагогическими работниками государ-
ственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципаль-
ных общеобразовательных учреждений (приказ МО СК от 20 февраля
2006 г. № ВО-пр).
- Об организации работы по выполнению «Программы мероприя-
тий по популяризации государственных символов России до 2010 г.»
(письмо МО СК от 26.04.2005 г. № 01-23/1822).
- Программа развития воспитания в СК в 2006-2010 гг. (от 14 июля
2005г.№1307-ПГДСК).
- О мерах по усилению профилактики безнадзорности и правона-
рушений несовершеннолетних в Ставропольском крае на 2005-2007 гг.
(распоряжение Правительства Ставропольского крае № 150-рп от
25.04.2005 г.)
30. О мерах по усилению профилактики безнадзорности и правона-
рушений несовершеннолетних в Ставропольском крае на 2005-2007 гг.
приказ МО СК № 358-пр. от 20.05.2005 г.).
31. О дальнейшем развитии ученических производственных бригад в
Ставропольском крае (распоряжение губернатора СК от 19.02.1998 г.).
Информационные письма, методические рекомендации
32. Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования (письмо Минобразования РФ 5.12.2002 г. № 30-51-914/16).
- О военно-патриотических молодежных и детских объединениях
(постановление Правительства РФ от 24.07.2000 г. № 551).
- Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с
историей и значением официальных государственных символов РФ и их
популяризации (письмо Минобразования России от 01.03.2002 г. № 30-51-131/16)
35. Закон РФ «О днях воинской славы (победных днях) России» (За-
РФ от 10.02.1995 г.).
36. О работе подростковых и молодежных клубов по месту житель-
ства граждан (инструктивное письмо МО РФ, Госкоммолодежи РФ, Госкомспорта РФ от 12.03.1996 г. № КШ 21/294-04/53).
37. Методические рекомендации о расширении деятельности детских
и молодежных объединений в образовательных учреждениях (письмо МО РФ от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
38. О деятельности музеев образовательных учреждений (письмо МО
12 марта 2003 г. № 28-51-181/16).
39. О методических рекомендациях по заключению договоров для
оказания платных образовательных услуг в сфере образования (письмо МО РФ от 1 октября 2002 г. № 31ю-31нн-40/31-09).
40. О повышении воспитательного потенциала образовательного
процесса в общеобразовательном учреждении (письмо МО РФ от
20.04.2002 г. №13-51-28/13).
41. О примерных требованиях к программам дополнительного обра-
зования детей (письмо МО РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844).
42. О развитии шахматного образования в системе образования РФ (приказ МО РФ 18.05.2004 г. № 2211).
43. Об организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи (приказ МО РФ от 7 августа 2003 г. № 3271).
44. Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг (постановление Правительства РФ 1 апреля 2003 г. № 181).
45. Примерное положение о попечительском совете общеобразовательного учреждения (утверждено постановлением Правительства РФ от 10 декабря 1999 г. №1379).
- Программа развития воспитания в образовании РФ на 1999—
2001 гг. (приказ Минобразования РФ от 18.10.1999 г. № 514).
- Рекомендации для организаторов работы с детьми и подростками
по месту жительства в современных условиях (письмо МО РФ от
13.11.2000 г. №813/28-16).
- Рекомендации по обеспечению государственного минимального
стандарта РФ «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в
образовательных учреждениях общего образования».
- Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям до-
полнительного образования детей (внешкольные учреждения) (Санитарно-
эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03, дата вве-
дения: 20 июня 2003 г.).
- О приведении в соответствие с действующими санитарными
нормами условий обучения и пребывания в образовательных учреждениях
(письмо МО РФ от 30.10.2003 г. № 26/4100-6).
- Методические рекомендации по организации деятельности
классного руководителя в образовательных учреждениях (приказ МО РФ
№ 21 от 3 февраля 2006 г. «Об утверждении методических рекомендаций
об осуществлении функций классного руководителя педагогическими
работниками государственных общеобразовательных учреждений субъ-
ектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных
учреждений»).
- Методические рекомендации по финансированию реализации ос-
новных образовательных программ дополнительного образования детей
(письмо МО РФ от 10.10.2006 г. № 06-1616).
53. Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных
учреждениях (письмо МО РФ от 22.07.2002 г. № 30-51-547/16).
- О совершенствовании процесса физического воспитания в обра-
зовательных учреждениях РФ (приказ МО РФ от 16.07.2002 г.
№2715/227/166/19).
- Об общероссийской системе мониторинга состояния развития
здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи
(распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 916).
- Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях,
связанных с применением государственных символов РФ (письмо МО РФ
от 10.05.2001 г. № 22-06-626).
- Основные направления и план действий по реализации программ
развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 гг. (при-
ложение к приказу Минобразования России от 21.01.2002 г. № 193).
- Методические рекомендации по развитию дополнительного обра-
зования детей в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму
Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-15-43/16).
- Методические рекомендации по развитию ученического само
управления в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму
Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию от 2005 г.).
60. Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от г.№90/30-16).
61. Об организации работы с родительской общественностью по про-блемам воспитания детей и молодежи (приказ МО РФ от 07.08.2003 г. № 32/71).
62. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях образования (приложение к письму Минобразования России от 27.06.2003 г. №28-51-513/16).
63. Практические рекомендации по организации системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков в обра-зовательной среде (Вестник образования России. - 2003. - № 18).
64. Об увеличении двигательной активности обучающихся общеобразо-вательных учреждений (письмо МО РФ от 8 апреля 2003 года № 1-51-86/3).
65. Методические рекомендации аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различного уровня и направленности (письмо МО РФ от 15.10.2000 г. № 24-51 -212/13-28-51 -793/16).
|